Российские нефть и газ продолжают поставляться на Украину, несмотря на вооруженный конфликт между сторонами, пишет The Economist. У этого "парадокса" очень простое объяснение: без этих энергоресурсов Киев просто не сможет обеспечивать себя и, скорее всего, лишится европейской поддержки.
Даже во время конфликта старые трубопроводы и контракты действуют до последнего.
Как сказал один украинский консультант по вопросам энергетики, пожелавший остаться безымянным, "это парадоксально и нелепо". Хотя Москва ведет вооруженные действия против Киева, российские нефть и газ по-прежнему перекачиваются по украинским трубопроводам. До конфликта на долю России приходились 40-45% импортируемого Европой голубого топлива и около четверти черного золота. Москва пытается принудить ЕС к отмене экономических санкций и для этого урезает поставки. Последний, в свою очередь, почти полностью отказался от российских энергоресурсов. Почти. Топливо продолжает идти. Отчасти это пережиток старой системы, а отчасти продиктовано договорным правом, рыночными реалиями и политической целесообразностью.
Сначала поговорим о нефти. В декабре прошлого года Европа запретила импортировать танкерную нефть из России (за несколькими временными исключениями). Но она сделала уступку странам, не имеющим выхода к морю, освободив от запрета трубопроводы. Москва в ответ перекрыла северную ветку трубопровода "Дружба", идущую в Польшу и Германию. Тем не менее черное золото продолжало поступать через его южную ветку, направленную на НПЗ Чехии, Словакии и Венгрии. Это помогает Владимиру Путину поддерживать особые отношения с венгерским премьер-министром Виктором Орбаном, который последовательно выступает против санкций Евросоюза.
Санкции не дают этим трем странам экспортировать за границу топливо, которое они производят из российской нефти. Но ЕС сделал одно исключение, и в этом есть доля иронии. Они могут поставлять свое топливо Киеву. Украинские нефтеперерабатывающие заводы, расположенные в основном в Донбассе, где идут боевые действия, очень сильно пострадали. Черноморские порты находятся в блокаде, и доставлять топливо на Украину возможно только железнодорожным и автомобильным транспортом. "Нам по-прежнему нужна эта нефть, и в этом цинизм военной стратегии", — говорит вышеупомянутый консультант.
Поставки российского газа никто не блокировал. Но как только ЕС ввел санкции, Москва начала закручивать вентили. Несмотря на таинственный подрыв трубопровода "Северный поток — 2" в сентябре прошлого года, Россия могла бы поставлять голубое топливо европейским потребителям через украинскую сеть. Но, когда Киев перекрыл точку входа трубопровода на потерянной им территории, Москва отказалась полностью оплачивать транзитные сборы и пригрозила прекратить поставки. Украина предложила пустить этот газ по другому маршруту, однако Россия отклонила предложение. Украинская государственная энергетическая компания "Нафтогаз" в целях разрешения спора подала на "Газпром" иск в Международный арбитражный суд.
Предостережения Путина о том, что без российского газа Европа замерзнет, не сбылись. Зима выдалась теплой, а ЕС нашел другие источники. К марту доля РФ в европейском импорте голубого топлива снизилась почти до 10%. Около половины этого объема — СПГ, поставляемый частной российской компанией. Еще четверть идет через "Турецкий поток" на юг Европы. Остальное перекачивается через Украину, главным образом в Словакию и Австрию. По мнению аналитиков, Москва перекроет и этот уменьшающийся поток. В конце 2024 года истекает срок действия контракта между "Нафтогазом" и "Газпромом", и его продление трудно себе представить.
Украинское руководство заявляет, что, пока европейцы покупают российский газ, оно будет исполнять свои контрактные обязательства по его транспортировке. Киев не хочет лишаться поддержки ЕС и вряд ли станет устраивать скандал из-за голубого топлива. Работа украинской газотранспортной сети идет на пользу европейским покупателям, которые судятся с "Газпромом" из-за прекращения поставок. Если она будет перекрыта, Москва сможет заявить, что из-за подрыва "Северных потоков" продолжать экспорт невозможно.
Украине нужно меньше газа, чем раньше, так как большая часть ее промышленности разрушена. Свои внутренние потребности страна удовлетворяет почти полностью. Но большую часть нефтепродуктов она импортирует, особенно дизельное топливо для военных машин и для генераторов, которые работают во время отключения электроэнергии. Киев закупает дизтопливо у разных трейдеров, и его происхождение часто неизвестно. И консультант по вопросам энергетики с усмешкой подтверждает, что небольшая часть солярки, которой заправляют украинские танки, наверняка из России.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: